Социологическое исследование на базе центральной районной библиотеки Канашского района
С юными современниками, живущими в эпоху, далеко стоящую от поры Великой Отечественной войны труднее оценить ее значение в чреде других событий. Молодежь должна знать историю своей страны, помнить уроки войны, четко определить свою гражданскую позицию.
Неизменную роль в этом направлении играют библиотеки, выступающие хранителями священной памяти о великом подвиге советских людей в лихую годину Великой Отечественной войны. Наша задача – не дать детям забыть этот великий период нашей истории.
С этой целью в 2019 г., в канун 74 годовщины со дня Победы над фашизмом центральная районная библиотека Канашского района провела социологическое исследование «30 лучших книг о войне». Респондентами выступили учащиеся МБОУ «Шихазанская СОШ им. Михаила Сеспеля», являющиеся читателями нашей библиотеки. В опросе приняли участие 90 учеников: из них 50 девочек, 40 мальчиков.
Цель исследования: выявление интереса у учащихся школы к военно-исторической литературе, рассказывающей о суровых событиях Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Содействовать формированию и развитию патриотического сознания молодежи через книгу и чтение;
- Выявить роль книги в патриотическом воспитании молодежи;
- Совершенствование инновационной деятельности библиотек, направленной на воссоздание памяти о войне, воспитание у юного поколения страны чувства гордости и уважения к своим прадедам, одержавшим Победу в Великой Отечественной войне.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Шихазанская СОШ им. Михаила Сеспеля» Канашского района Чувашской Республики.
Предмет исследования: книга, как важнейший источник информации.
Проблема: современное поколение детей меньше обращается к книгам, недооценивает их достоверность и полноту получаемой информации, отдавая предпочтение Интернет-ресурсам.
Гипотеза: поколение подростков слишком мало знают о событиях и героях Великой Отечественной войны.
Метод исследования: анкетный опрос.
Всего было распространено 90 анкет. Анкета включала 14 вопросов, в том числе 6 закрытых.
Результаты анкетирования показывают, что книги о Великой Отечественной войне начинают входить в круг чтения детей и подростков
Для подрастающего поколения события Великой Отечественной войны не потеряли значимости. Молодые люди осознают и понимают всю важность Победы советского народа в Великой Отечественной войне, отдают дань глубокого уважения ветеранам участникам тех суровых событий. Данная литература, обладающая уникальным воспитательным потенциалом, достаточно востребована. Утверждать это позволяет то, что 72 чел. (80%) респондентов на вопрос «Откуда Вы знаете о Великой Отечественной войне?» ответили из книг. Остальные опрашиваемые выбрали другие варианты ответов. Они распределились следующим образом:
- «из книг, учебников»
- «из школьных уроков»
- «из теле- и радиопередач, кинофильмов»
- «от родителей, бабушек и дедушек»
- «из рассказа ветерана»
- «из библиотечных мероприятий»
- «Другие источники»
Другие источники используют, а именно: Интернет-ресурсы и раскопки 22 чел. (24%)из газет и журналов – 16 чел. (18%).
Для большинства респондентов информация о Великой Отечественной войне наиболее понятна и интересна в форме: из теле- и радиопередач, кинофильмов 81 чел. (90%); школьных уроков, рассказов ветеранов, значительная часть 78 чел. (87%)опрошенных считают школьные уроки наиболее доступным источником информации о войне. Это говорит о том, что на уроках педагогами уделяется большое внимание событиям Великой Отечественной войны;54 чел. (60%) респондентов считают рассказы ветеранов наиболее интересным источником информации о войне. Им общение с живыми участниками войны необходимо для получения достоверных сведений о Великой Отечественной войне; библиотечных мероприятий - 18 чел. (20%).
Из числа анкетируемых 59 чел. (66%) читают книги о Великой Отечественной войне.31 чел. (34%) не читают.
О частоте чтения говорят следующие результаты: 22 чел. (37%) читают редко, 19 чел. (32%) очень редко, 18 чел. (31%) часто.
На просьбу закончит высказывание «Вы читали книги о войне потому, что…» было дано 90 отклика. Ответы распределились в следующей последовательности:
- «необходимо в учебных целях» - 39% (35 чел.);
- «мне нравится читать книги о войне» - 59 чел. (66%);
- «посмотрели кино о войне, и захотелось прочесть книгу» - 43% (39 чел.);
- «увидела книгу на выставке, и захотелось прочесть книгу» - 31% (28 чел.);
- «хочется побольше и лучше узнать о событиях Великой Отечественной войны» - 17% (15 чел.);
- «посоветовали родители» - 13% (12 чел.);
- «посоветовали друзья» - 4 % (4 чел.);
- «посоветовал библиотекарь» - 35% (32 чел.).
Ответы респондентов на вопрос, «Какие книги о Великой отечественной войне Вам особенно понравились?» показали, что они читали в основном произведения, включенные в школьную программу: А.Т. Твардовского «Василий Теркин», А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», В.П. Катаева «Сын полка», Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие», М.А. Шолохова «Судьба человека», «Они сражались за Родину», Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. В. Быкова «Обелиск», В.А. Закруткина «Матерь человеческая», «28 панфиловцев», Е. Ильиной «Четвертая высота», Л. Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре», Л. Агакова «Солдатские дети»,«Золотая цепочка», А.Фадеева «Молодая гвардия», К. Симонова «Живые и мертвые», Б.Л. Васильева «Завтра была война», Ю.В. Бондарева «Горячий снег», В. В. Быкова «Дожить до рассвета», «Сотников», «Мой лейтенант», В. Богомолова «В августе 44-го», В.С. Гросмана «Жизнь и судьба», М. Шолохова «Наука ненависти», Л. Кассиля «Улица младшего сына», «Александр Матросов», В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», М.Кибек «Герои без вести не пропадают», «Маршал Жуков», Б. Васильева «В списках не значился», В. Богомолова «Иван. Зося», А. Лиханова «Мой генерал», Г. Бакланова «Навеки девятнадцатилетние», Э.Г. Казакевича «Звезда», В. Распутина «Живи и помни».
Свое отношение к прочитанному выразили респонденты в вопросе анкеты: «Какие сильные впечатления вызвала прочитанная вами книга?».
Заставила проникнуться чувством огромной любви и уважения к людям, пожертвовавшими своей жизнью ради защиты своей страны; преклонение перед мужеством советских солдат; чувство сострадания и жалости к героям книги «Ночевала тучка золотая»; удивлена мужеством и героизмом главных героинь книги «А зори здесь тихие»; восхищены поступком и силой воли Алексея Маресьева главного героя «Повесть о настоящем человеке»; смелостью и отвагой Олега Кошевого - главного героя романа Фадеева «Молодая гвардия», Е. Кошевой «Повесть о сыне»; вызвало чувство сопереживания, жалости и тревоги к героям книги «Дожить до рассвета»; благородным и великодушным поступком Андрея Соколова из книги М. Шолохова «Судьба человека»; восхищена мужеством, храбростью Вани Солнцева из повести В. Катаева «Сын полка»; стойкостью, беззаветной преданностью к Родине Зои Л. Космодемьянской (Повесть о Зое и Шуре); храбростью Гули Королевой из повести Е. Ильиной «Четвертая высота», отвагой Лени Голикова из повести Л. Кассиля «Улица младшего сына», Олеся Мороз (В. В. Быкова «Обелиск»), силой воли и беспредельной любви героини Марии (В.А. Закруткина «Матерь человеческая»), выдержкой и храбростью Александра Матросова, Зины Портновой (Г.О. Набатов «Зина Портнова» из серии «Пионеры-герои»); поражена выдержкой и стойкостью главной героини книги «Партизанка Лара».
Героями для подражания для юных респондентов стали образы книжных героев: Риты Осяниной, Алексея Маресьева, Василия Теркина, Вани Солнцева, Олеси Мороз, Гули Королевой, Георгия Жукова, Марии, Ульяны Громовой, Зои Космодемьянской, политрука Василия Клочкова, Жени Комельковой, Андрея Соколова, Олега Кошевого, Виктора Талалихина, Зины Портновой, Лени Голикова, Лизы Бричкиной.
В качестве ответа на следующий вопрос опрашиваемые должны были назвать реальных прототипов книг Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны. Наиболее часто в ответах респондентов упоминались имена: Зои Космодемьянской, Вали Котика, Николая Гастелло, Александра Матросова, Олега Кошевого, Алексея Маресьева, Зины Портновой, Марата Казей, Виктора Талалихина, Георгия Жукова, Валерия Чкалова, Ивана Кожедуб.
На вопрос: «О ком из героев Великой Отечественной войны Вы хотели бы узнать подробнее?» учащиеся назвали следующие имена:
В.Г. Зайцева, Александра Матросова, Лени Голикова, Г.К. Жукова, Зины Портновой, Вали Котик, Ульяны Громовой, генерала Виктора Михайлова, Николая Гастелло.
В анкетном опросе: «Какие 5 книг о Великой Отечественной войне Вы бы посоветовали своим сверстникам, друзьям?» юные респонденты предложили прочитать наиболее полюбившиеся им произведения: «А Зори здесь тихие», «Живи и пони», «Повесть о настоящем человеке», «Василий Теркин», «Ночевала тучка золотая», «Живые и мертвые», «В списках не значился», «Бабий Яр», «Они сражались за Родину», «Солдатские дети», «Золотая цепочка», «Наука ненавести», «Герои без вести не пропадают», «Прокляты и убиты», «Завтра была война», «Горячий снег», «Обелиск», «Батальоны просят огня», «Сотников».
Вполне конкретные ответы дали, опрашиваемые на серьезный вопрос анкеты «Есть ли сегодня в России герои?». 81 (90%) респондентов ответили – да. Затрудняются ответить – 9 чел. (10%)
Свое отношение к знаменательному событию выразили подростки при ответе на вопрос «Что ты чувствуешь и думаешь, когда говорят о Победе в Великой Отечественной войне?». Учащиеся дали весьма достойные варианты ответов: «Гордость за свою страну», «Неописуемую радость за весь советский народ», «Благодарность ветеранам, одержавшим Великую Победу », «Горечь потери за тех, кто не дожил до Победы», «Преклонение перед подвигом советских солдат», «Огромную радость за освобождение Родины от фашистского ига», «Чувство огромной благодарности всем, кто встал на защиту своей страны», «Безмерную любовь и верность своей стране», «Беззаветную преданность своей Родине», «Неописуемый восторг за Российский народ», «Великая Победа – это показатель мощи страны, стойкости русского духа и силы его оружия», «Враг был извержен, Победа была за нами», «И так будет с каждым, кто придет к нам с мечом», «Гордость за то, что я родился в этой стране», «Чувство благодарности своим дедам и прадедам за Великую Победу», «Огромное уважение и преклонение перед русским народом за выдержку, стойкость и непокорность врагу», «Я думаю о том, чтобы у нас больше никогда не было войны», «О том, что нашу Родину никто в обиду не даст», «Я горжусь Россией!», «Жалко солдат погибших на поле боя за Россию», «Радость за Победу», «Чувство благодарности людям, отвоевавшим свободу», «Я горжусь тем, что у нас есть патриоты готовые грудью стать на защиту Родины», «Я счастлива, что благодаря этим людям мы до сих пор живы», «Мне очень жаль людей военной поры», «Я думаю, что те, кто сражался за Родину очень отважные и бесстрашные люди», «Гордость и благодарность нашим предкам», «Я испытываю гордость перед всем миром, потому что Россия лучшая»; Меня переполняет чувство радости за наш советский народ, отстоявший свою свободу и независимость, одержавший Великую Победу в борьбе с фашизмом; испытываю чувство благодарности всем, кто не щадя себя приближал Победу; чувство гордости за страну, давшую достойный отпор врагу; мы – страна победительница; испытываю боль утраты за потерю дорогих и близких мне людей, чувство огромного удовлетворения тем, что мы лучшая страна, способная защитить себя, у которой есть своя культура, свой язык и богатое историческое прошлое и будущее; мы – россияне - гордый, свободолюбивый народ, никого не обижаем, но и себя в обиду не дадим; никому не сломить наш русский дух, Россия была, есть и будет!
Последний вопрос анкеты «Помогает ли тебе библиотека что-то узнать о Великой Отечественной войне? Если да, то, каким образом?».
- Книжные выставки
- Тематические вечера
- Встречи с ветеранами
- Беседа с библиотекарем
- Другое /напишите/ информация с Интернета, познавательные уроки, информационные часы
Данный вопрос помог нам определить, какие формы библиотечной работы являются наиболее действенными. Самую популярную форму работы книжные выставки выбрали 61 респондентов (68%). Второй по значимости стал ответ – встреча с ветеранами. Данный вариант выбрали 58 (64%) респондентов. Востребованной формой работы продолжает оставаться беседа с библиотекарем, 40 респондентов (44%) отдали предпочтение данному варианту ответа. Тематические вечера выбрали 37 (41%) респондентов.28 (31%) опрашиваемых предложили свои варианты ответов - информация с Интернета, познавательные уроки, информационные часы – 28 чел. (31%)
Информация, полученная в ходе социологического исследования, анализируется библиотекарями и будет учитываться в дальнейшей работе библиотеки.
Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:
- книга и чтение по-прежнему играют важную роль в патриотическом воспитании юного поколения;
- большинство юных респондентов читают книги о Великой Отечественной войне, делятся своими впечатлениями о прочитанных произведениях, советуют прочитать их своим сверстникам и друзьям;
- отрадно, что подрастающее поколение знает известных героев книг о Великой Отечественной войне, хотят быть похожими на них;
- молодое поколение стремиться побольше, узнать о героях Советского Союза, участниках Великой Отечественной войны, им интересна судьба юных героев страны;
- не утеряна связь времен;
- важно и то, что юные читатели знают героев
Советского Союза, участников Великой Отечественной войны;
- молодежь, в большинстве своем, уверена в том, что сегодня есть Герои России;
- вызывает особое восхищение выражения современных читателей относительно Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Не было ни одного равнодушного ответа, наоборот, в каждом из них выражается радость и гордость за Победу, за свою страну, за весь народ, благодарность ветеранам, одержавшим Великую Победу.
Тема патриотизма очень важна и актуальна сегодня. В связи с
этим, необходимы новые подходы, современные формы библиотечной работы в патриотическом воспитании молодежи. Нужны новые книги, современная детская литература о Великой Отечественной войне: рассказы о великих подвигах героев войны, памятных сражениях, воспоминания ветеранов.
Мы должны сделать все, чтобы наши дети лучше знали историю своей страны, гордились и любили свою Родину.
Лучше понять и осознать такую потребность нам помогло социологическое исследование «30 лучших книг о войне».
На основании результатов социологического исследования необходимо:
- Содействовать патриотическому воспитанию молодежи через книгу и чтение;
- В библиотеках района организовать и провести массовые мероприятия с использованием новых информационных технологий, способствующих достижению нового уровня организации патриотического воспитания и просвещения молодых россиян: организовать районный конкурс фотоэкспозиции «Моя семья в истории Победы»; неделю военно-патриотической книги «Страницы великого подвига и славы» /апрель 2020 г./; долгосрочная акция «Прочти книгу о войне» /2020 2021 гг./; фотоконкурс «Поколение победителей» /2020 г./
- Собрать всю имеющуюся в библиотеках информацию по военно-патриотическому воспитанию молодежи, систематизировать ее и представить в доступной и занимательной форме, используя мультимедийные технологии;
- Оформить в библиотеке альбом-память «Война: в лицах и документах» /2020 г./
- Создать электронную карту «Путь к Победе» /2020 г./
- Обобщить и распространить опыт центральной и сельских библиотек по патриотическому воспитанию детей и подростков;
- Изучить опыт работы других регионов по данному направлению и применить в работе;
- Результаты социологического исследования обсудить на семинарском занятии библиотечных работников, провести электронную презентацию /январь 2020 год./
В целом анкетирование учащихся показало, что молодое поколение не равнодушно к событиям военной поры. Необходимо и в дальнейшем поддерживать интерес у учащихся к Великой Отечественной войне через призму сегодняшних событий. Находить инновационные формы и методы привлечения их к чтению военно-исторической литературы. Необходимо помнит о роли книги в самом широком смысле слова как важнейшего средства обеспечения культурной преемственности поколений.
Ведущий методист центральной районной Л.Ю. Егорова
библиотеки Канашского района